Обязательные требования в части Главного выключателя АКБ
на транспорте, перевозящем опасные грузы
Главный выключатель аккумуляторной батареи («выключатель массы») (далее – ГВАКБ) должен быть установлен на специализированных транспортных средствах FL, EX/III и AT, перевозящих опасные грузы (п. 9.2.2.8 и п. 9.2.1.1 приложения В к ДОПОГ). Требование о наличии ГВАКБ на транспортном средстве АТ устанавливается пунктом 9.7.8.3 приложения В к ДОПОГ косвенным путем – в случае отсутствия на транспортном средстве АТ ГВАКБ, все электрооборудование будет постоянно находится под напряжением и, в таком случае, оно (всё электрооборудование транспортного средства) должно быть взрывобезопасным. Если электрооборудование транспортного средства АТ не является взрывобезопасным, тогда на транспортном средстве АТ необходимо наличие ГВАКБ.
Требования к ГВАКБ на транспортных средствах FL, EX/III и AT
• ГВАКБ должен быть расположен как можно ближе к аккумуляторной батареи. Если используется выключатель только по одному полюсу (размыкает только один провод), то выключатель должен устанавливаться на проводе питания («плюсовом» проводе) вне зависимости от даты производства транспортного средства (п. 9.2.2.8.1 приложения В к ДОПОГ).
• ГВАКБ должен иметь оболочку (внимание! требование касается не защитного кожуха, а непосредственной оболочки (корпуса) самого выключателя массы), обладающую защитой степени IP 65 (полная защита от пыли и защита от сильных струй воды с любого направления) в соответствии со стандартом МЭК 60529 (п. 9.2.2.8.4 приложения В к ДОПОГ). Подтверждение соответствия требованиям стандарта МЭК служит маркировка IP, нанесенная непосредственно на корпус выключателя
• Место соединения электрического кабеля на контактах ГВАКБ должно иметь степень защиты IP 54 (частичная защита от пыли и защита от брызг воды с любого направления). Это значит, что контакты не могут быть оголены. Однако такая степень защиты не требуется, если контакты заключены в оболочку, которой может являться дополнительный кожух выключателя или контейнер аккумуляторной батареи, в последнем случае контакты достаточно просто изолировать, например резиновыми колпачками (п. 9.2.2.8.5 приложения В к ДОПОГ).
• Устройство управления ГВАКБ (клавиша, кнопка управления выключателем) должна быть установлена в кабине автомобиля в доступном для водителя месте и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного воздействия при помощи защитного кожуха, двойного выключателя или иным подходящим способом (п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ). Обычно в качестве устройства управления используется кнопку или тумблер с крышкой, две кнопки, которые необходимо нажимать одновременно, поворотный тумблер с фиксацией и т.п. Данное требование распространяется только на транспортные средства FL и EX/III.
• Если устройство управления ГВАКБ (клавиша, кнопка управления выключателем) имеет электрический привод, то электроцепи этого устройства должны быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, или барьером безопасности, расположенным как можно ближе к источнику питания. (п.9.2.2.8.2, в соответствии с 9.2.2.9.1 с) приложения В к ДОПОГ).
• ГВАКБ может иметь дополнительное устройство управления, которое может не располагаться в кабине транспортного средства, а находится снаружи транспортного средства или непосредственно в корпусе самого ГВАКБ (п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ).
• Если установлено дополнительное управляющее устройство главного выключателя АКБ, оно должно иметь четкую маркировку и защиту от случайного воздействия (п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ).
• ГВАКБ в соответствии с п. 9.2.2.8.1 приложения В к ДОПОГ предназначен для разрыва электрических цепей и должен быть расположен максимально близко к АКБ, в связи с этим он постоянно находится под напряжением. Электрооборудование, постоянно находящееся под напряжением должно быть взрывозащищенным – соответствовать стандарту МЭК 60079 (пункты 9.2.2.9 и 9.7.8.3 приложения В к ДОПОГ) и техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Таким образом, на транспортных средствах FL, EX/III и AT допустимо использовать только ГВАКБ, которые имеют маркировку взрывозащиты Ех, и сертификаты соответствия техническим регламентам таможенного союза ТР ТС 012/2011«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» и ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (как автокомпонент). В соответствии с требованиями МЭК 60079 и ТР ТС 012/2011 ГВАКБ, который допустим к использованию на транспортных средствах FL, EX/III и AT должен иметь соответствующую маркировку, в том числе наименование производителя, заводской номер, номер сертификата соответствия техническому регламенту Таможенного союза и знак взрывозащиты с указанием характеристик для работы в опасных зонах.
• Если устройство управления ГВАКБ (клавиша, кнопка управления выключателем) имеет электрический привод, то для включения ГВАКБ оно (устройство управления) в подавляющих случаях находится под напряжением постоянно. Таким образом, устройство управления Главным выключателем АКБ, имеющее электрический привод, так же как и сам главный выключатель АКБ, должно быть взрывозащищенным – соответствовать стандарту МЭК 60079 (пункты 9.2.2.9 и 9.7.8.3 приложения В к ДОПОГ) и техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». В соответствии с требованиями МЭК 60079 и ТР ТС 012/2011 любое электрооборудование допустимое к использованию на транспортных средствах FL, EX/III и AT должен иметь соответствующую маркировку, в том числе наименование производителя, заводской номер, номер сертификата соответствия техническому регламенту Таможенного союза и знак взрывозащиты с указанием характеристик для работы в опасных зонах.
Главный выключатель может быть различных типов и форм.
Если тип ГВАКБ соответствует приведенному ниже изображению, то он имеет следующие особенности:
Таким образом, при конструкции ГВАКБ, указанной выше, резиновая кнопка (дополнительное управляющее устройства) должна быть защищена от случайного нажатия, например, как это показано на изображениях ниже:
В соответствии с пунктами 9.2.2.8.1 и 9.2.2.8.4 главный выключатель АКБ должен размыкать ВСЕ электрические цепи (обесточивать все электроприборы транспортного средства) в течении 10 секунд после его активации. Данные требования не распространяются на остановку двигателя (в случае если ГВАКБ активирован на работающем двигателе). При этом, отключение питания всех электроприборов при активации ГВАКБ должно происходить вне зависимости от включенного или выключенного «зажигания».
Типичные нарушения, связанные с требованиями к главному выключателю АКБ.
1. Отсутствие главного выключателя АКБ на транспортных средствах FL и EXIII, является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:
перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, в частности п. 9.2.2.8 с учетом требований п. 9.2.1.1 приложения В к ДОПОГ (п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, установленных Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020года), отсутствие главного выключателя АКБ на транспортных средствах FL и EXIII.
2. Отсутствие защиты дополнительного управляющего устройства главного выключателя АКБ (для транспортных средств FL):
Отсутствие защиты дополнительного управляющего устройства главного выключателя АКБ для транспортных средств FL, является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:
перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, в частности п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ (п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, установленных Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020года), при наличии дополнительного управляющего устройства главного выключателя аккумуляторной батареи отсутствует его (дополнительного управляющего устройства) защита от случайного воздействия.
3. Отсутствие на электрооборудовании, постоянно находящемся под напряжением (ГВАКБ), маркировки о взрывобезопасности (для транспортных средств АТ, FL и EXIII(цистерны)):
Маркировка должна включать следующие сведения:
1) наименование изготовителя или его зарегистрированный товарный знак;
2) обозначение типа оборудования;
3) заводской номер;
4) номер сертификата соответствия, например № ЕАЭС RU С-RU.АД50.В.03589/21;
5) маркировку взрывозащиты. Изображение специального знака взрывобезопасности
Отсутствие соответствующей маркировки непосредственно на корпусе главного выключателя АКБ для транспортных средств АТ, FL и EXIII(цистерны), является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:
перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, в частности
(для автомобилей FL) п. 9.2.2.9.1 приложения В к ДОПОГ (п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, установленных Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020года), отсутствует маркировка, подтверждающая возможность использования электрооборудования (ГВАКБ) в опасных зонах и соответствие требованиям взрывобезопасности МЭК 60079 (п. 29.1 и 29.2 МЭК 60079-0, пункт 7 статьи 4 ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»).
(для автомобилей FL, AT и EXIII(цистерна)) п. 9.7.8.3 приложения В к ДОПОГ (п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, установленных Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020года), отсутствует маркировка, подтверждающая возможность использования электрооборудования (ГВАКБ) в опасных зонах и соответствие требованиям взрывобезопасности МЭК 60079 (п. 29.1 и 29.2 МЭК 60079-0, пункт 7 статьи 4 ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»).
4. Отсутствие устройства управления главным выключателем АКБ для транспортных средств FL в кабине транспортного средства является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:
перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, в частности п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ (п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, установленных Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020года), отсутствие устройства управления главным выключателем АКБ в кабине транспортного средства FL.
5. Отсутствие четкой маркировки на устройстве управления главным выключателем АКБ, в случае его (устройства) наличия для транспортных средств FL:
Отсутствие четкой маркировки на устройстве управления главным выключателем АКБ, в случае его (устройства) наличия для транспортных средств FL, является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:
перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов, в частности п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ (п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, установленных Постановлением Правительства № 2200 от 21.12.2020года), отсутствие четкой маркировки на устройстве управления главным выключателем АКБ на транспортном средстве FL.
Внимание: В случае использования представленного на изображении ниже варианта защитного чехла ГВАКБ из прозрачного ПЭТ, необходимо отдавать себе отчет о потенциальной опасности применения подобного чехла. Опасность заключается в том, что материал (ПЭТ) легко воспламеняющийся и хорошо поддерживает горение, а в процессе работы ГВАКБ часто происходит повышение его рабочей температуры до критической, а также велика вероятность короткого замыкания.
Специального прозрачного автомобильного пластика, не поддерживающего горение (который гаснет сразу, как от него убирают источник пламени) в природе не существует!!!!!
Подобное исполнение защитного кожуха нарушает требования подпункта 12 пункта 2 статьи 3.1 Устава автомобильного транспорта ФЗ №259 от 08.11.2007.
Установка Главного выключателя АКБ на транспортное средство не является изменением конструкции в 90% случаев!
Главный выключатель аккумуляторной батареи, в соответствии с требованиями Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 (ТР ТС 018/2011), как коммутационная, защитная и установочная аппаратуры цепей электроснабжения пуска, является объектом технического регулирования. Следовательно, Главный выключатель АКБ, влияет на безопасность дорожного движения. По этим причинам, подтверждением соответствия Главного выключателя АКБ, служат Сертификат или Декларация о соответствии установленным в ТР ТС требованиям.
В соответствии с п. 6 ТР ТС 018/2011 "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Таким образом, если Главный выключатель АКБ предусмотрен конструкцией автомобиля, установлен на нем заводом производителем этого автомобиля, то замена одного Главного выключателя АКБ, произведенного компаний А, на другой, произведенный компанией Б, в случае наличия у последнего сертификата соответствия ТР ТС 018/2011 не будет являться изменением конструкции транспортного средства.
Пример: Замена шин одного и того же размера, но другого производителя – MIСHELIN, например, на КАМА, никогда не считалась изменением конструкции и у сотрудников ГИБДД не вызывала лишних вопросов.
Именно по этой причине, если на автомобиле уже был установлен Главный выключатель АКБ заводом производителем этого автомобиля, то его замена на Главный выключатель «Надежный контроль НК 15» не может считаться изменением конструкции, так как Главный выключатель «Надежный контроль НК 15» соответствует требованиям ТР ТС 018/2011 и имеет Сертификат соответствия требованиям этого технического регламента. При этом не имеет значение конструкция главного выключателя АКБ, который был заменен. Главное, осуществлять замену на специализированных профессиональный станциях техобслуживания транспортных средств.
Другое дело, когда заводом производителем транспортного средства, главный выключатель АКБ предусмотрен не был. В таком случае, установка любого сертифицированного главного выключателя АКБ будет иметь признаки внесения изменений в конструкцию, что вызывает необходимость регистрации в подразделениях ГИБДД в соответствии с законодательством. К таким автомобилям часто относятся ГАЗЕЛЬ, ГАЗОН НЕКСТ и Мерседес-Бенц.
Таким образом, не стоит бездумно переплачивать за довольно не дешевую процедуру регистрации изменений в конструкции транспортного средства, когда такого изменения нет и в помине. Пользуйтесь только профессиональными станциями техобслуживания, для которых транспортное средство, перевозящее опасный груз не является иноземным краснокнижным персонажем. Работайте с профессионалами!!!