Добрый день уважаемые перевозчики опасных грузов.
В этой небольшой статье я коснусь вопроса взаимодействия субъектов осуществляющих перевозки опасных грузов с органами государственного контроля и надзора. Перечень опасных грузов довольно обширен, он насчитывает более 3500 наименований, таким образом, перевозка опасных грузов-это довольно большой, динамично развивающийся сегмент рынка автоперевозок. Давайте, сначала определимся, кто есть кто. Субъекты, осуществляющие перевозку опасных грузов-это непосредственно перевозчики опасного груза по дорогам общего пользования. Органы государственного контроля и надзора-это подразделения Технического надзора ГИБДД МВД России, которые осуществляют выдачу Свидетельства о допущении транспортного средства к перевозкам некоторых опасных грузов, строевые подразделения ДПС ГИБДД МВД России, которые осуществляют надзор за дорожным движением непосредственно на дороге и территориальные подразделения Ространснадзора (УГАДН), которые выдают Специальное разрешение на перевозку грузов повышенной опасности и осуществляют контроль на дороге.
В связи с тем, что риски возникновения негативных последствий весьма велики, государство уделяет повышенное внимание соблюдению правил перевозок опасных грузов. И сегодня, надо отдать должное нашему государству, проводятся постоянные обучающие мероприятия для сотрудников контрольно-надзорных органов, привлекаются лучшие специалисты-практики и эксперты, уровень профессиональной подготовки сотрудников постоянно повышается.
Зачастую, перевозчик, принимая к перевозке груз даже не догадывается, что груз является опасным и к его транспортировке предъявляются дополнительные требования, а именно: к маркировке груза и транспортного средства, конструкции и оборудованию транспортного средства, предметам дополнительного оборудования транспортного средства и членам экипажа, транспортному документу и его надлежащему заполнению и т.д. Необходимо отметить, что этими вопросами должен заниматься консультант по опасным грузам у предприятии перевозчика. Кто же этот человек и каковы его функции? Консультант по опасным грузам-это человек прошедший обучение и имеющий действующее Свидетельство о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, именно это человек должен быть абсолютно компетентен в вопросах перевозок опасных грузов, однако, принимая во внимание качество обучения и «решение вопроса» по сдаче экзамена на консультанта, перевозчики получают консультанта с действующим Свидетельством, но не имеющего необходимых знаний и навыков. Как следствие, у перевозчика возникают проблемы с контрольно-надзорными органами, выливающиеся в многотысячные штрафы. И вроде, есть консультант на предприятии, и документы оформлены надлежащим образом, с маркировкой вроде все хорошо, а инспектор на дороге оформил протокол по части 1 ст.12.21.2 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки опасных грузов», за не соответствие конструкции транспортного средства, транспортное средство поместили на стоянку, в итоге на организацию опять пришел многотысячный штраф. Зачастую организации, получившие огромный штраф, а нередко это сумма от 400 до 500 тыс.руб., идет в суд пытаясь отменить вынесенное постановление, и ожидаемо его проигрывает. Вышеописанная ситуация особенно характерна для перевозчиков, у которых имеется Свидетельство о допущении транспортного средства к перевозкам некоторых опасных грузов (документ с розовой диагональной полосой),мол машину или прицеп инспектор технического надзора допустил и выдал Свидетельство, поэтому у меня все правильно, однако, это не так.
Здесь необходимо разделить требования. Требования в отношении транспортного средства и требования в отношении процедур отправления (маркировка, транспортные документы и т.п.). В
отношении транспортного средства требования к конструкции и его оборудованию изложены в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее-ДОПОГ), Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» (далее-ТР ТС 018/2011) и еще в целом ряде Правил ЕЭК ООН,ISO,МЭК. Дело в том, что программа обучения консультантов объёмом в 80 учебных часов, не предусматривают такого глубокого «погружения» в техническое регулирование и детального изучения ДОПОГа (1520 страниц) или Технического регламента (285 страниц) и прочих стандартов и правил, поэтому, консультант просто физически не может обладать детальными знаниями в отношении конструкции транспортных средств.
Здесь, на помощь организации-перевозчику должен прийти эксперт, человек, который обладает специальными техническими знаниями в отношении колесных транспортных средств. В идеальной ситуации, эксперт должен сочетать в себе технического специалиста, юриста и административного практика по перевозкам опасных грузов, способного выступить в суде в защиту перевозчика. Именно он, технический эксперт, после осмотра транспортного средства и подписания Заключения технической экспертизы сделает вывод о соответствии транспортного средства правилам перевозки опасных грузов. Эксперт профессионально проведет оценку соответствия узла, компонента, агрегата транспортного средства не предмет соответствия техническим нормам, правилам и стандартам. Дополнительного оборудования и различных компонентов для транспортных средств осуществляющих перевозку опасных грузов в продаже немало, однако, надо понимать, что необходимо не просто купить и установить это оборудование, но и убедиться, что эта «железка» удовлетворяет определенным стандартам, ведь даже уже установленное оборудование, зачастую, не отвечает установленным требованиям, что опять приводит к нарушению правил перевозки опасных грузов.
И в заключение, «специалистов», «консультантов» и «экспертов» с красивыми документами не мало, задайте им вопрос-готовы ли они сопровождать вашу организацию, готовы ли они прийти на разбор в ГИБДД или Ространснадзор, готовы ли они пойти за вас в суд, отстаивая свое компетентное мнение? Обращайтесь к профессионалам, ведь в конечном итоге - с ними надежнее, а главное - дешевле.