Практически каждый перевозчик, в том числе и опасных грузов, имеет на своих транспортных средствах «черный ящик», который, как минимум, следит за передвижением транспортного средства и без устали в различных формах, но с неизменным содержанием, сообщает об этом собственнику автомобиля. Есть совсем простенькие системы, без абонентской платы, а есть сложные комплексы, определяющие от количества потраченного на километр топлива, до увеличения веса тела водителя, который вовремя не добрался до туалета с весомым ежемесячным отчислением бравым парням, сумевшим убедить перевозчика в уникальности и пользе своего продукта.
Но является ли каждый «черный ящик» тем самым представителем Аппаратуры спутниковой навигации (АСН), за который перевозчику пассажиров и опасных грузов до 1 сентября 2021 года придется выложить из своего кармана кругленькую сумму и стать счастливым обладателем еще одного девайса, смысл владения которым понять будет весьма сложно?
Ответ: НЕТ. Не каждый терминал спутникового слежения является Аппаратурой спутниковой навигации. Разберемся максимально подробно.
С 1 сентября 2021 года Правительство РФ в своем постановлении № 2216 от 22 декабря 2020 года обязывает собственников транспортных средств категорий M2 и М3 (это все автобусы, начиная с числа посадочных мест более 8 мест (без учета водителя) и максимальной массой более 5 тонн), а также категории N (это все транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов вне зависимости от их максимально допустимой массы), которые используются для перевозки опасных грузов, оснастить их (транспортные средства) аппаратурой спутниковой навигации (АСН), которая, в свою очередь, обеспечивает:
определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Сразу необходимо заметить – установка аппаратуры спутниковой навигации (АСН) на транспорт выше указанных категорий, используемый физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не требуется.
Что же такое аппаратура спутниковой навигации? Определение дано в пункте 6 Технического регламента Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» - аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи. А пунктом 117 таблицы 4 приложения 1 того же ТР ТС 018/2011, аппаратура спутниковой навигации приобщена к такому понятию как «объект технического регулирования». Соответствие объекта технического регулирования обязательным требованиям, в нашем случае Технического регламента Таможенного Союза 018/2011, подтверждается сертификатом соответствия (что требует статья 20 ФЗ 184 О техническом регулировании) все тому же Техническому регламенту (не путать с добровольной сертификацией). Таким образом, аппаратура спутниковой навигации (АСН), которую допустимо устанавливать на транспортные средства предназначенные для перевозки пассажиров и используемые для перевозки опасных грузов, должна иметь сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза 018/2011. Таким образом установить любой терминал спутникового мониторинга после 1 сентября 2021 года на выше перечисленные категории транспортных средств будет не допустимо, а устанавливать будет разрешено ТОЛЬКО аппаратуру спутниковой навигации (АСН), имеющую сертификат соответствия ТР ТС 018/2011.
Но, внимательные читатели ПП №2216 смогут возразить, мол не страшно, все что будет установлено на такие категории транспорта ДО 1 сентября 2021 года, может не иметь сертификата соответствия ТР ТС 018/2011, главное чтобы обеспечивало каждые 30 секунд передачу информации куда надо, тем более, что об этом прямо говорится в п. 4 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных Постановлением Правительства №2216!
Все так, если бы не одно НО! Действительно п 4 Правил оснащения допускает использование установленной до 1 сентября 2021 года аппаратуры спутниковой навигации, которая не имеет сертификата соответствия ТР ТС 018/2011. Однако при этом всем, это оборудование должно БЫТЬ аппаратурой спутниковой навигации, а следовательно, удовлетворять требованиям ГОСТ 33472-2015, как того требует ТР ТС 018/2011. Более того, в соответствии с пунктом 12.42.5 Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденного Постановлением Правительства 1847 от 16 ноября 2020 г. аппаратура спутниковой навигации должна быть средством измерения, а следовательно – метрологически поверенной.
Таким образом, аппаратура спутниковой навигации это те мониторинговые терминалы (бортовые устройства), которые соответствуют требованиям ГОСТ 33472-2015 (что подтверждается исключительно сертификатом соответствия ТР ТС 018/2011) и являются средствами измерения (имеют метрологическую поверку).
И вот еще что, в соответствии с совокупными требованиями того же Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011, если наличие аппаратуры спутниковой навигации (АСН) не указано в ОТТС автомобиля (документ указанный в п. 17 ПТС, на основании которого он и выдан), то установка АСН на транспортное средство является внесением изменений в его (транспортное средство) конструкцию, что подлежит обязательной регистрации в подразделениях ГИБДД и внесением соответствующей информации в свидетельство о регистрации транспортного средства в раздел «особые отметки».
Однако не все так печально. То, о чем изложено выше, знает очень не большое количество людей, а понимает еще меньшее. По этой причине еще пару лет, видимо, будет возможно осуществлять перевозки пассажиров и опасных грузов с любым терминалом спутникового слежения. Но если в есть планах первоначально оснастить соответствующее транспортное средство таким девайсом, разумнее сделать выбор в пользу аппаратуры спутниковой навигации (АСН), имеющей и сертификат соответствия ТР ТС 018/2011 и являющейся средством измерения, не смотря на ее значительную стоимость. В итоге выйдет дешевле.
Также следует учитывать, о высокой вероятности того, что порядок оснащения аппаратурой спутниковой навигации, будут считать частью Правил перевозки опасных грузов, за нарушение которых предусмотрены наказания в соответствии со ст. 12.21.2 КоАП РФ.