Методические указания по ГВАКБ
​​​​​​​
​​​​​​​СКАЧАТЬ ПДФ

Главный выключатель аккумуляторной батареи («выключатель массы») (далее – ГВАКБ) должен быть установлен на специализированных транспортных средствах FL, EX/III, перевозящих опасные грузы (п. 9.2.2.8 и п. 9.2.1.1 приложения В к ДОПОГ).

Требования к ГВАКБ на транспортных средствах FL, EX/III

•          ГВАКБ должен быть расположен как можно ближе к аккумуляторной батареи. Если используется выключатель только по одному полюсу (размыкает только один провод), то выключатель должен устанавливаться на проводе питания («плюсовом» проводе) вне зависимости от даты производства транспортного средства (п. 9.2.2.8.1 приложения В к ДОПОГ).

•          ГВАКБ должен иметь оболочку (внимание! требование касается не защитного кожуха, а непосредственной оболочки (корпуса) самого выключателя массы), обладающую защитой степени IP 65 (полная защита от пыли и защита от сильных струй воды с любого направления) в соответствии со стандартом МЭК 60529 (п. 9.2.2.8.4 приложения В к ДОПОГ).

•          Место соединения электрического кабеля на контактах ГВАКБ должно иметь степень защиты IP 54 (частичная защита от пыли и защита от брызг воды с любого направления). Это значит, что контакты не могут быть оголены. Однако такая степень защиты не требуется, если контакты заключены в оболочку, которой может являться дополнительный кожух выключателя или контейнер аккумуляторной батареи, в последнем случае контакты достаточно просто изолировать, например резиновыми колпачками (п. 9.2.2.8.5 приложения В к ДОПОГ).

 

•          Устройство управления ГВАКБ (клавиша, кнопка управления выключателем) должна быть установлена в кабине автомобиля в доступном для водителя месте и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного воздействия при помощи защитного кожуха, двойного выключателя или иным подходящим  способом (п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ). Обычно в качестве устройства управления используется кнопку или тумблер с крышкой, две кнопки, которые необходимо нажимать одновременно, поворотный тумблер с фиксацией и т.п. Данное требование распространяется только на транспортные средства FL и EX/III.

 

•          Если устройство управления ГВАКБ (клавиша, кнопка управления выключателем) имеет электрический привод, то электроцепи этого устройства должны быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, или барьером безопасности, расположенным как можно ближе к источнику питания. (п.9.2.2.8.2, в соответствии с 9.2.2.9.1 с) приложения В к ДОПОГ).

 

•          ГВАКБ может иметь дополнительное устройство управления, которое может не располагаться в кабине транспортного средства, а находится снаружи транспортного средства или непосредственно в корпусе самого ГВАКБ (п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ).

 

 

•          Если установлено дополнительное управляющее устройство главного выключателя АКБ, оно должно иметь четкую маркировку и защиту от случайного воздействия (п. 9.2.2.8.2 приложения В к ДОПОГ).

 

•          ГВАКБ в соответствии с п. 9.2.2.8.1 приложения В к ДОПОГ предназначен для разрыва электрических цепей и должен быть расположен максимально близко к АКБ, в связи с этим он постоянно находится под напряжением. Электрооборудование, постоянно находящееся под напряжением должно быть взрывозащищенным – соответствовать стандарту МЭК 60079 (пункты 9.2.2.9 приложения В к ДОПОГ) и техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Таким образом, на транспортных средствах FL, EX/III допустимо использовать только ГВАКБ, которые имеют маркировку взрывозащиты Ех, и сертификаты соответствия техническим регламентам таможенного союза ТР ТС 012/2011«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» и ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (как автокомпонент). В соответствии с требованиями МЭК 60079 и ТР ТС 012/2011 ГВАКБ, который допустим к использованию на транспортных средствах FL, EX/III должен иметь соответствующую маркировку, в том числе наименование производителя, заводской номер, номер сертификата соответствия техническому регламенту Таможенного союза и знак взрывозащиты с указанием характеристик для работы в опасных зонах.

 

 

 

•          Если устройство управления ГВАКБ (клавиша, кнопка управления выключателем) имеет электрический привод, то для включения ГВАКБ оно (устройство управления) в подавляющих случаях находится под напряжением постоянно. Таким образом, устройство управления Главным выключателем АКБ, имеющее электрический привод, так же, как и сам главный выключатель АКБ, должно быть взрывозащищенным – соответствовать стандарту МЭК 60079 (пункт 9.2.2.9 приложения В к ДОПОГ) и техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». В соответствии с требованиями МЭК 60079 и ТР ТС 012/2011 любое электрооборудование допустимое к использованию на транспортных средствах FL, EX/III должен иметь соответствующую маркировку, в том числе наименование производителя, заводской номер, номер сертификата соответствия техническому регламенту Таможенного союза и знак взрывозащиты  с указанием характеристик для работы в опасных зонах.

 

 

 

 

Главный выключатель может быть различных типов и форм.

 

 

Если тип ГВАКБ соответствует приведенному ниже изображению, то он имеет следующие особенности:

 

Таким образом, при конструкции ГВАКБ, указанной выше, резиновая кнопка (дополнительное управляющее устройства) должна быть защищена от случайного нажатия, например, как это показано на изображениях ниже:

 

В соответствии с пунктами 9.2.2.8.1 и 9.2.2.8.4 главный выключатель АКБ должен размыкать ВСЕ электрические цепи (обесточивать все электроприборы транспортного средства) в течении 10 секунд после его активации. Данные требования не распространяются на остановку двигателя (в случае если ГВАКБ активирован на работающем двигателе). При этом, отключение питания всех электроприборов при активации ГВАКБ должно происходить вне зависимости от включенного или выключенного «зажигания».

Типичные нарушения, связанные с требованиями к главному выключателю АКБ.

 

  1. Отсутствие главного выключателя АКБ на транспортных средствах FL и EXIII, является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:

Водитель Иванов И.И осуществлял перевозку опасного груза UN1203 по транспортной накладной от 01.01.2021 №123 на вышеуказанном (ых) т/с тип FL или EXIII в нарушении п. 23.5 ПДД РФ, Постановления Правительства № 2200 от 21.12.2020, выразившееся в нарушении п. 9.2.2.8 ДОПОГ, а именно на т/с Вольво р.з Е001КХ77 отсутствует главный выключатель аккумуляторной батареи таким образом, конструкция т/с Вольво р.з Е001КХ77 не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов.

Внимание!!! К административному материалу приложить копию свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки некоторых опасных грузов (для идентификации т/с как FL или ЕХIII), фотографии аккумуляторного отсека и вокруг него, видео файл осмотра/поиска ГВАКБ, объяснение водителя о том, что ГВАКБ на т/с не устанавливался или был произведен демонтаж.

  1. Отсутствие на электрооборудовании, постоянно находящемся под напряжением (ГВАКБ), маркировки о взрывобезопасности (для транспортных средств FL и EXIII(цистерны)):

Маркировка должна включать следующие сведения:

1) наименование изготовителя или его зарегистрированный товарный знак;

2) обозначение типа оборудования;

3) заводской номер;

4) номер сертификата соответствия, например  № ЕАЭС RU С-RU.АД50.В.03589/21;

5) маркировку взрывозащиты. Изображение специального знака взрывобезопасности

 

Водитель Иванов И.И осуществлял перевозку опасного груза UN1203 по транспортной накладной от 01.01.2021 №123 на вышеуказанном (ых) т/с тип FL или EXIII в нарушении п. 23.5 ПДД РФ, Постановления Правительства № 2200 от 21.12.2020, выразившееся в нарушении п. 9.2.2.8.2, п. 9.2.2.9.1 ДОПОГ, п. 29 части 0 МЭК60079, п. 7 ст. 4 ТР ТС 012/2011 а именно на т/с Вольво р.з Е001КХ77 установлен главный выключатель аккумуляторной батареи не имеющий подтверждающую маркировку о возможности использования электрооборудования (ГВАКБ) в опасных зонах таким образом, конструкция т/с Вольво р.з Е001КХ77 не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов.

Внимание!!! К административному материалу приложить копию свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки некоторых опасных грузов (для идентификации т/с как FL или ЕХIII), фотографии ГВАКБ с разных ракурсов, видео файл осмотра ГВАКБ, объяснение водителя в котором он объясняет почему ГВАКБ не имеет маркировок или был произведен демонтаж в ходе эксплуатации с целью ремонта.

 

  1. Отсутствие устройства управления главным выключателем АКБ для транспортных средств FL и EXIII в кабине транспортного средства является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:

Водитель Иванов И.И осуществлял перевозку опасного груза UN1203 по транспортной накладной от 01.01.2021 №123 на вышеуказанном (ых) т/с тип FL или EXIII в нарушении п. 23.5 ПДД РФ, Постановления Правительства № 2200 от 21.12.2020, выразившееся в нарушении п. 9.2.2.8.2 ДОПОГ а именно в кабине т/с Вольво р.з. Е001КХ77 отсутствует (или находится вне исправном состоянии) управляющее устройство ГВАКБ таким образом, конструкция т/с Вольво р.з Е001КХ77 не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов.

Внимание!!! К административному материалу приложить копию свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки некоторых опасных грузов (для идентификации т/с как FL или ЕХIII), фотографии кабины водителя, объяснение водителя в котором он объясняет почему управляющее устройство ГВАКБ отсутствует или находится вне исправном состоянии.

 

  1. Отсутствие защиты дополнительного управляющего устройства главного выключателя АКБ (для транспортных средств FL), является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:
  2.  

    Водитель Иванов И.И осуществлял перевозку опасного груза UN1203 по транспортной накладной от 01.01.2021 №123 на вышеуказанном (ых) т/с тип FL или EXIII в нарушении п. 23.5 ПДД РФ, Постановления Правительства № 2200 от 21.12.2020, выразившееся в нарушении п. 9.2.2.8.2 ДОПОГ а именно на т/с Вольво р.з. Е001КХ77 установлено дополнительное управляющее устройство ГВАКБ не имеющего защиты от случайного воздействия таким образом, конструкция т/с Вольво р.з Е001КХ77 не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов.

    Внимание!!! К административному материалу приложить копию свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки некоторых опасных грузов (для идентификации т/с как FL или ЕХIII), фотографии ГВАКБ с разных ракурсов, видео файл осмотра управляющего устройства ГВАКБ доказывающий что активация устройства происходит за ОДНО действие, объяснение водителя в котором он объясняет почему управляющее устройство ГВАКБ не имеет защиты от воздействия или был произведен демонтаж в ходе эксплуатации с целью ремонта.

  3. Отсутствие четкой маркировки на устройстве управления главным выключателем АКБ, в случае его (устройства) наличия для транспортных средств FL или EXIII:
  4.  

    Отсутствие четкой маркировки на устройстве управления главным выключателем АКБ, в случае его (устройства) наличия для транспортных средств FL или EXIII, является событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.2 часть 1:

    Водитель Иванов И.И осуществлял перевозку опасного груза UN1203 по транспортной накладной от 01.01.2021 №123 на вышеуказанном (ых) т/с тип FL или EXIII в нарушении п. 23.5 ПДД РФ, Постановления Правительства № 2200 от 21.12.2020, выразившееся в нарушении п. 9.2.2.8.2 ДОПОГ, а именно на т/с Вольво р.з. Е001КХ77 установлено управляющее устройство ГВАКБ не имеющее четкой маркировки таким образом, конструкция т/с Вольво р.з Е001КХ77 не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов.

    Внимание!!! К административному материалу приложить копию свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки некоторых опасных грузов (для идентификации т/с как FL, AT или EXIII), фотографии управляющего устройства ГВАКБ установленного на автомобиль, крупным планом с различных ракурсов, видео активации выключателя управляющим устройством, объяснения водителя, транспортные накладные, стс.

  5. Отсутствие четкой маркировки на дополнительном управляющем устройстве главным выключателем АКБ, в случае его (устройства) наличия для транспортных средств FL или EXIII:
  6.  

    Водитель Иванов И.И осуществлял перевозку опасного груза UN1203 по транспортной накладной от 01.01.2021 №123 на вышеуказанном (ых) т/с тип FL или EXIII в нарушении п. 23.5 ПДД РФ, Постановления Правительства № 2200 от 21.12.2020, выразившееся в нарушении п. 9.2.2.8.2 ДОПОГ, а именно на т/с Вольво р.з. Е001КХ77 установлено дополнительное управляющее устройство ГВАКБ не имеющее четкой маркировки таким образом, конструкция т/с Вольво р.з Е001КХ77 не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов.

    Внимание!!! К административному материалу приложить копию свидетельства о допущении транспортного средства для перевозки некоторых опасных грузов (для идентификации т/с как FL, AT или EXIII), фотографии дополнительного управляющего устройства ГВАКБ установленного на автомобиль, крупным планом с различных ракурсов, видео активации выключателя дополнительным управляющим устройством, объяснения водителя, транспортные накладные, стс.

     

    Внимание: В случае обнаружения представленных на изображении ниже вариантов защитного чехла ГВАКБ из прозрачного ПЭТ, необходимо предупреждать водителя о потенциальной опасности применения подобного чехла. Опасность заключается в том, что материал (ПЭТ) легко воспламеняющийся и хорошо поддерживает горение, а в процессе работы ГВАКБ часто происходит повышение его рабочей температуры до критической, а также велика вероятность короткого замыкания.

    Специального прозрачного автомобильного пластика, не поддерживающего горение (который гаснет сразу, как от него убирают источник пламени) в природе не существует!!!!!   

    Подобное исполнение защитного кожуха нарушает требования подпункта 12 пункта 2 статьи 3.1 Устава автомобильного транспорта ФЗ №259 от 08.11.2007.